"Узнают по голосу певца,по узору - златокузнеца"

                                                                                                                                               

Автор Елена Бакидова

Первая в Дагестане женщина-златокузнец, лауреат многочисленных республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок и конкурсов, заслуженный художник России, народный художник Грузии и Дагестана, кавалер ордена Чести Грузии. Уроженка Кубачи, почти всю жизнь прожившая в Тбилиси, Манаба Магомедова сегодня живет и работает в Махачкале.

Манаба - удивительная женщина. Если на фотографиях, опубликованных в альбомах и книгах, посвященных ее работам, она выглядит кавалерист-девицей со штихелем, то в жизни знаменитая художница миниатюрна. А еще у нее очень красивые и выразительные глаза. Говорит она медленно, тщательно подбирая слова, но охотно, рассказывает интересно. Чаще не о себе, а о семье или друзьях…

 

СЕМЬЯ

Родилась она в 1928 году. Отец - Омар Магомедов – зимой уезжал в Тбилиси работать, как поступали тогда многие кубачинцы, а летом возвращался в родной аул. В Тбилиси он и уехал после раскулачивания в 30-е годы, а позже за ним последовала вся семья. Манаба провела в Тбилиси 67 лет – большую часть своей жизни. При этом ее семья никогда не чувствовала себя оторванной от родины: часто приезжали погостить родственники, в доме разговаривали на кубачинском языке, «Мы не чувствовали, что находимся не в Дагестане», - говорит Манаба

Отец умер рано в возрасте 35 лет. В Кубачи он считался очень хорошим мастером. После него остались инструменты и несколько работ, в том числе серебряный гравированный портсигар, который он считал слабой работой. «Слабая работа» покрыта мельчайшим – не каждый так нарисует на бумаге – узором, белым на черном фоне. Чтобы добиться этого, мастер «выковыривает» резцом не узор, а фон, заливая его потом чернью, и это считается самым сложным видом гравировки. «Если это слабая работа, то какими были сильные?» - говорит дочь Манабы, художница Лейла Изабакарова.

Дядя Манабы, Расул Магомедов, был известен тем, что сделал серебряный письменный прибор для Николая
II в честь рождения наследника престола. Царь принял подарок и «отдарился» золотыми часами. В 30-е годы Расула Магомедова раскулачили и сослали в Сибирь, где он провел пять лет. Затем его вызвал к себе директор Эрмитажа Иосиф Орбели, который часто гостил в семье Магомедовых во время экспедиций в Кубачи. Расул хорошо разбирался в антиквариате, искусно реставрировал старинные вещи. Орбели сделал его старшим реставратором Эрмитажа, и предвоенные годыРасул Магомедов провел за восстановлением экспонатов музея. Жил он при Эрмитаже – ему выделили трехкомнатную квартиру. В 1941 году он забрал к себе племянника – младшего брата Манабы Магомедовой Ибрагима. Ибрагим закончил в Тбилиси три класса (на память остались похвальные грамоты), потом его отправили к дяде – учиться. Оба погибли во время блокады, а жена Расула выжила и вернулась в Тбилиси.

Старший брат Манабы, Александр, «пошел в науку» и стал крупным языковедом. На самом деле звали его Абдулмажид, но знакомые из Ростова и Тбилиси, не привычные к длинным дагестанским именами, звали его Сашей – и, получая паспорт, он поменял имя на Александра. Имя Александра Магомедова было хорошо известно в лингвистических кругах Европы. По его книгам преподавали в Боннском и Ольденбургском университетах. Он написал свыше 500 научных работ, в том числе монографии по кубачинскому, агулькому, табасаранскому и мегебскому языкам. Умер он в Тбилиси в 2004 году. Работники Боннского университета специально приехали в Грузию на его похороны и, сокрушаясь, говорили, что с его уходом кавказоведение много потеряло.

«ЧТО СКАЗАЛ БЫ ТВОЙ ОТЕЦ?..»

Из трех детей Омара Магомедова продолжателем кубачинских традиций стала только дочь Манаба. «Александр тоже умел гравировать, но не увлекался этим, - вспоминает она. – А мне это было интересно…». Отец умер рано, и первым учителем Манабы стал Абдулжалил Ибрагимов – известный мастер, удостоенный Золотой медали на Парижской выставке 1937 года, участник многих других выставок. Он был близким другом отца Манабы и в 1938 году приехал навестить ее семью в Тбилиси. После совместного похода в музей он заметил интерес девочки к ювелирному делу, нарисовал ей несколько образцов кубачинского орнамента и дал задание: до следующего возвращения вырезать такие узоры из бумаги. Потом ее учителями были замечательный знаток Дагестана и дагестанской культуры Рене Шмерлинг, художники Ладо Гудиашвили, Давид Цициашвили…

Несмотря на разговоры о том, что дело это не женское, Манаба отправилась в Кубачи, учиться у мастеров созданной к тому времени ювелирной артели. Первая такая поездка состоялась в 1944 году: у Манабы не было специального пропуска, нужного в военное время, и в поезде она забралась на верхнюю полку, где пролежала всю дорогу, боясь шелохнуться, чтобы ее не заметили. Эта поездка только подогрела ее интерес к кубачинскому искусству, и в дальнейшем она при первой же возможности старалась выбраться в Кубачи, чтобы учиться ювелироному мастерству. Известнейший мастер Гаджи Кишев, которому она приносила свои работы и смотрела, как работает он, время от времени говорил: «Если бы твой отец был жив, что бы он подумал, что бы он сказал, видя, что ты сидишь здесь среди мужчин?» То же самое говорила и мать, но Манабу эти слова не остановили.

Добиться признания оказалось непросто. Замыкаться в рамках традиционного ювелирного искусства Грузии или Дагестана Манаба, выросшая на стыке двух культур, не собиралась. Пыталась найти что-то свое, изменить привычный узор, украсить традиционное изделие новым орнаментом…

- Повторять не трудно, - говорит она сейчас. – А вот придумать что-то свое очень сложно… Расул Алиханов и Гаджибахмуд Магомедов (известные кубачинские мастера. – «НД») создавали свои орнаменты, а сейчас большинство в основном повторяет старое…

Несмотря на то, что ее ранние работы ближе всего к кубачинским образцам, они не похожи на «общепринятые» изделия большинства художников, и на первых порах их не понимали, не принимали и не выставляли ни в Махачкале, ни в Тбилиси. И в Дагестане, и в Грузии повторяли: «Это не наш орнамент».

- Но ведь нет ни одного «чистого» орнамента, - говорит Манаба. – Основы любого орнамента можно найти в по всему миру… Я тоже сделала несколько работ в традиционном стиле, чтобы показать, что я могу так работать, а дальше работала по-своему… Если бы я жила в Кубачи, то, наверное, работала бы в том же ключе, что и мои земляки, но, оказавшись в Грузии, я не могла не использовать все возможности, которые давали мне обе культуры.

-Когда закончишь одну работу, сразу принимаешься за другую, потому что никогда не получается сделать все так, как хочется. Снова надо искать новое…. Это очень сложно, но интересно…

Кроме регулярных поездок в Кубачи, была учеба в Тбилисской Академии художеств, были поездки в Москву – на курсы граверов по металлу и на общую стажировку в Высшее художественно-промышленное училище, завязались контакты со специалистами Эрмитажа. Профессора «строгановки» (ныне – высшее художественно-промышленное училище) Федора Мишукова, заведующую отделом Востока Эрмитажа Камилу Тревер, сотрудника Музея этнографии Евгению Студеницкую - Манаба также считает своими учителями. Свою жизнь в то время она называет очень трудной и очень интересной и добавляет: «Мне повезло, что я много общалась с московскими и ленинградскими художниками и искусствоведами».

О ГРУЗИИ

У Манабы был свой круг общения и в Грузии, об этих людях она вспоминает с любовью, листая альбомы и показывая работы своих друзей.

Ладо Гудиашвили – известнейший грузинский художник, альбомы с репродукциями которого печатались во многих странах мира. Ректор Тбилисской Академии художеств, в 40-е годы он расписал алтарь церкви и немедленно попал в немилость – был снят с ректорства и объявлен «Гитлером в искусстве». Пробыл в опале десять лет – за это время он создал серию графических работ, среди которых – два «автопортрета»: «За разгадкой тайны красоты» (толпа звероподобных существ рассматривает и ощупывает тело мертвой молодой женщины) и «Выворачивание мозгов» (те же звероподобные существа выкалывают художнику глаза, вырывают язык, затыкают уши…). Из опалы его вернули только благодаря визиту американских друзей, которые, прибыв в Союз художников, потребовали показать им мастерскую Ладо Гудиашвили. Гудиашвили поспешно «реабилитировали» и сделали Героем социалистического труда.

- К нему я ходила запросто, - вспоминает Манаба. – Такие люди умеют заметить талантливую молодежь и собрать ее возле себя.

Давид Какабадзе – еще один художник. «Такого человека не было и нет, наверное, нигде в мире», - говорит Манаба. Биолог по образованию, он какое-то время работал археологом, был замечательным искусствоведом и еще в 20-е годы говорил о изменениях, которые ждут искусство в начале третьего тысячелетия. Уникальна его книга, где он собрал, описал и классифицировал грузинские орнаменты. Уникально изобретение принципа стереокино в послевоенные годы (Для тех, кто не знает – этот принцип начали использовать только сейчас, когда с помощью специальной оптики зритель оказывается в трехмерном пространстве фильма. – «НД»). Он работал в Париже, дружил с Модильяни.

Елена Ахвледиани – грузинская художница, в 60-е годы собравшая в Тбилиси группу женщин- художниц. Манаба Магомедова была в нем единственным «прикладником». Вместе они ездили на пленеры по Грузии, а в свободное время Елена Ахвледиани бродила с ними по улочкам старого Тбилиси, рисуя замечательные уголки города, которых сегодня уже нет. В доме Ахвледиани постоянно проходили музыкальные и поэтические вечера, выставки художников. Частыми гостями были Святослав Рихтер, Евгений Евтушенко, Бела Ахмадулина, с которыми хозяйку связывала большая дружба.

Многим из учителей она потом посвятит свои работы: блюдо «Мир художника» - памяти Давида Какабадзе, блюдо «Художник и природа» - памяти Елены Ахвледиани, памяти Ладо Гудиашвили – блюдо «Жизнь художника»…

- Я была счастлива общаться с ними, - говорит Манаба и кивает на дочь. - В Союзе художников Грузии состояло две тысячи человек, поэтому очень трудно было пробиться, выставить свои работы.

- Один из членов комиссии Союза художников Грузии однажды предложил мне поменять фамилию, - рассказывает она. – Он говорил: «Манаба, ты же не уедешь из Тбилиси, а Магомедова – это не грузинская фамилия». А я отказалась, потому что настоящая моя фамилия звучит по-другому. В Кубачи принято называть человека по его роду. Меня называют Манаба Чиквямаммакьалла, по-русски такое невозможно правильно записать и выговорить. Фамилию Магомедова образовали от имени деда, чтобы вписать в документы – так не менять же ее еще раз…

В ТВОРЧЕСТВЕ

После окончания Академии художеств в 1959 году она остается преподавать в ней. В 1954 году впервые участвует в выставке-конкурсе в Тбилиси и получает премию. С этого момента ее участие в республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках становится регулярным. Работала она постоянно. Рассказывает дочь Лейла: «На одном из симпозиумов эмальеров в Литве работали художники: кто-то ложился после трех ночи, кто-то поднимался в пять утра. И «совы», и «жаворонки» неизменно заставали маму за работой».

Эмалью она занялась в 50-е годы, после того, как некоторое время работала реставратором в тбилисском музее, восстанавливая именно эмалевые работы. А толчком к освоению новой техники послужило знакомство с древнейшим памятником грузинской культуры – Хахульским триптихом. Триптих сделан из чистого вычеканенного золота со вставками из перегородчатой эмали. Эмалевых миниатюр на нем более 100, и датируют их
VII-XIII веками. Первой работой стал портрет Шота Руставели – на его создание Манабу вдохновил фресковый портрет грузинского поэта (позже, в 1966 году он представит свои работы на выставку, посвященную его 800-летию). Сейчас этот портрет хранится в Государственном историческом музее в Москве. Затем последовали портреты царицы Тамар, Шамиля, Пушкина, Льва Толстого, Альбрехта Дюрера, Важа Пшавелы… Потом этой техникой увлекались многие, но Манаба была среди пионеров.

В 1968 году Манаба Магомедова отдельной экспозицией выставляет свои работы в Чехословакии, в Яблонце-над-Нисоу, на Международном симпозиуме ювелиров. Остальные участники симпозиума работали в основном в современном ключе, и Манаба оказалась единственной, кто продемонстрировал связь современных веяний с древними традициями ювелирного мастерства. «Меня поразило, - рассказывает она, - что там можно было спокойно оставить чемоданчик со своими работами в открытом автомобиле, а вернувшись, найти его на месте…»

Тогда модно было делать «анатомические» украшения в виде, допустим, пальца или носа. Итальянский мастер, приехавший на симпозиум, показал Манабе брошь, где были изображены ягодицы, и спросил: «Вы смогли бы такое носить?» Манаба приколола брошь и ходила с ней весь симпозиум. Впрочем, изображение все равно было похоже на яблоко, если не присматриваться… Сейчас брошь хранится у нее дома.

В день, когда Манаба должна была возвращаться домой, советские войска вошли в Чехословакию. Все участники симпозиума из европейских стран вернулись на родину, а Манаба уехала в Прагу, откуда должна была вылететь в Москву, остановилась в мастерской знакомого художника.

- Вечером, - рассказывает она, - мы веселились, пили, говорили тосты: «Вива Грузия! Вива Союз!» А утром обнаружилось, что на площади советские танки, и сосед, который вчера пил и поддерживал тосты за Союз, даже не поздоровался со мной.

В мастерской ее нашла организатор симпозиума Вера Вокачева и увела к себе, предупредив не разговаривать на улице по-русски. Два дня Манаба провела у нее. Вера регуляно звонила в советское посольство, говорила, что у нее дома находится гражданка СССР. Посольство отвечало: «Нам сейчас не до этого». На третий день, впрочем, ею заинтересовались и велели прийти на вокзал. На вокзале она провела еще два дня, потому что сесть в приходящие поезда было невозможно – на перроне шла перестрелка. На третий день удалось наконец войти в вагон, но уже на территории СССР ее задержали пограничники: «У вас билет на самолет, а не на поезд. Освободите место в вагоне». Манаба наотрез отказалась уходить – она уже три дня не ела, денег не было ни копейки. Дело уладил начальник поезда, убедивший солдат оставить пассажирку в поезде.

- Когда я пришла в Союз художников, все удивились: Манаба, ты жива? Дома тоже думали, что меня уже нет…

В 70-е годы одна за другой проходили ее выставки в Тбилиси, Москве, Чехии, Канаде, Бирме, Алжире, Латвии…

В 1981 году Манаба Магомедова вместе с мужем – Кадыром Изабакаровым – делала шашку в подарок Брежневу. В воскресенье ее вызвал секретарь ЦК КПСС Грузии и сообщил, что через неделю в Тбилиси приедет Брежнев на прадзник 60-летия советской власти в Грузии, надо успеть сделать ему в подарок шашку – клинок уже есть, нужны ножны. Шашек еще никто и никогда не делал за неделю, и Манаба попробовала объяснить, что это невозможно, но партия ответила: «Надо». Чтобы успеть, в воскресенье специально открыли заводы, сделали форму для ножен. Манаба с мужем работали днем и ночью, а работу каждый день контролировали представители ЦК. Шашку едва успели передать Брежневу – вручили в самый последний момент возле трапа отлетающего в Москву самолета.

ВНЕ РАБОТЫ

О своей собственной семье она говорит так:

- Была прекрасная семья, дружная… Мы с мужем уступали друг другу, никогда не заходило споров о финансовых вопросах. Жили экономно, но на жизнь хватало.

Муж Манабы – Кадыр Изабакаров - был для нее не только спутником жизни. Они, два кубачинца, много работали вместе. Все крупные вещи они делали вместе. И часто спорили, когда расходились мнения, как лучше сделать. Это был единственный повод, по которому вообще возникали разногласия.

Работа отнимала все время, и хозяйство вела мать Манабы. Когда сама Манаба пыталась что-то приготовить, у нее это получалось плохо: она не отрывалась от работы и поэтому совершенно не замечала, что происходит на кухне. Хотя при желании она готовит прекрасно, но говорит: «Мне жаль на это времени». Муж мог прийти в задымленную подгоревшим обедом квартиру и обнаружить ничего не подозревающую жену на балконе за верстаком. Он шутил: «Манаба приготовила обед. Я отдал его дворовым кошкам – они все сбежали…»

Жили и работали супруги в Грузии. Кадыр Изабакаров тоже окончил Академию художеств, их семью очень любили грузинские художники. Имена обоих внесены в книгу «Кто есть кто», изданную грузинским Союзом художнико. Кстати, Манабе там посвящено две страницы – больше, чем кому бы то ни было из «прикладников».

Но пять лет назад дочери, давно жившие в Дагестане, настояли на переезде в Махачкалу – у обеих здесь были семьи, а оставлять родителей в Грузии не хотелось. Сначала переезжать не хотели ни Манаба, ни Кадыр, хотя в Дагестан ездили и даже вместе сделали люстры для Русского драматического театра. В Махачкале Кадыр освоился быстрее, радовался встречам с родственниками, возился с внуками. А Манаба так и не привыкла: атмосфера для творчества в Тбилиси была более подходящая, а общение с родными не могло заменить ей работу.

Уже в Махачкале они с мужем продолжали работать вместе, в частности, сделали несколько декоративных люстр для фойе нового здания Кумыкского театра - на одно это ушло два года, выполняли и другие заказы. Два года назад его не стало…

ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

Манаба говорит, что в сегодняшней молодежи нет того усердия, с каким работали мастера ее поколения:

- Когда я еще не умела точить резец, а это очень сложное дело, я за два километра ходила по Тбилиси к тому, кто мог его поточить. Иногда ходила по два раза в день. Сейчас не так…

Зато саму молодежь она не ругает. Говорит, конечно, что современные нравы уже не те и что скоро, судя по всему, уже будет не нужна семья как таковая…

- Молодежь сейчас немного эгоистична. Мы иначе относились к своей семье. Они не думают о родителях так, как думали мы. Но они тоже не виноваты. К ним сейчас предъявляют больше требований, чем предъявляли в свое время к нам. Время сейчас такое, какого не должно было бы быть. Сохраняются традиции, дух которых уже утрачен. В Грузии из республик бывшего Союза сейчас самая тяжелая жизнь, но там этот дух сохранился. Государство пытается его отнять, а люди не хотят, они бунтуют… Здесь же я видела мало людей, которые попытались бы поднять именно дух. При коммунистах все было иначе. Мы были раскулачены, но мама всегда говорила мне: «Манаба, не ругай коммунистов! Это хорошее государство, в нем нет нищих». А сейчас нищие есть. Все меряются кошельками…

Манаба непременно посещает выставки дагестанских художников и говорит, что для такого короткого периода существования живописи в республике дела идут очень хорошо. Всегда можно из выставленных картин найти 10-15 сильных, а это уже хороший уровень.

- Видно, что очень стараются, - говорит она. – Есть даже работы, возле которых хочется не только остановиться и смотреть, но и возвращаться к ним еще…

***

Сейчас она продолжает работать. Работает для себя, по-прежнему ищет новое. Не забывает о современности. Одна из ее работ, висящая дома – объединяет крест, полумесяц и шестиконечную звезду.
Взгляд Манабы на религию уже понятен: она не понимает религиозных разногласий, а тем более войн. И считает, что если бы все религии объединились в одну, жить стало бы намного лучше.

Кроме работы с металлом, у нее есть еще маленькое увлечение: она любит смешивать крепкие напитки в один, который называет «мое деяние». Дочь и зять, равно как и большинство гостей, «деяния» не понимают, но я могу засвидетельствовать: вкусно. Очень. И подходит для произнесения любимого тоста Манабы:

- Когда я поднимаю бокал, я говорю: пусть в Дагестане будет духовность. Пусть Дагестан всегда будет силен духом.

 

Hosted by uCoz